«Отмена отмен». Ряд крупных театров Европы начнет сезон с русского искусства

Ожидаемая ответная волна вызвала повышенный интерес к русскому искусству. Где-то, отрабатывая еврохайп вокруг нее, где-то – из принципиальных соображений, но уже сейчас главные сцены Европы заявляют произведения русских классиков как неотъемлемую часть новых сезонов. Более того, туда активно зовут и российских артистов, пусть, правда, здесь без обожаемой европейцами сегрегации обойтись не смогли.

«Ла Скала», с которой, вообще-то, чуть ли не стартовала вся эта отмена, начнет сезон с оперы Мусоргского «Борис Годунов», позвала множество русских артистов и вернет в балетную программу «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Ставят «Лебединое озеро» и во Франции (Opera Bastille в хореографии Рудольфа Нуреева). Венская госопера откроется «Спящей красавицей», а Королевский театр Испании покажет оперу Шостаковича «Нос».

При этом звать Валерия Гергиева европейцы отказываются. Он в их понимании «почти министр культуры», а это уж слишком прочная ассоциация с Кремлем, на который культурная амнистия не распространяется. Не ждут пока и Светлану Захарову, надеясь, видимо, четко показать нашим артистам линию разграничения, когда они еще угодны белым господам, а когда уже слишком лояльны современной России, западу неугодной.

Нужно помнить, что Европа не монолитна. Что очень многие решения банально продавливаются антиевропейскими по своему характеру элитами, а пропаганда там вышла на уровень государственного террора. Прямо поддерживать Россию там едва ли не смерти подобно, и культура может стать полем допустимой демонстрации своей позиции. Точно не советуем любое обращение к Чайковскому с Нуриевым воспринимать как тихий бунт тайного русофила, но какая-то часть подобных решений может являться примерно этим.