Минфин РФ по распоряжению Путина начал работу над прогрессивной шкалой налогов

В конце февраля глава комитета по антимонопольной политике Валерий Гартунг и лидер фракции партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов объявили о работе над законопроектом, который предлагает ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. Представители законодателей считают, что такая мера способна увеличить поступления в федеральный бюджет, не требуя дополнительных затрат.

Депутаты Государственной Думы предложили установить дифференцированные ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в диапазоне от 13 до 25 процентов. При этом наименьший налог будет начисляться на граждан, ежегодный доход которых составляет менее 5 миллионов рублей, и составит 13 процентов. Ставка будет повышаться до 15 процентов для тех, кто зарабатывает от 5 до 25 миллионов рублей в год, и до 20 процентов для граждан, ежегодный доход которых находится в диапазоне от 25 до 200 миллионов рублей. Наконец, те россияне, которые зарабатывают более 500 миллионов рублей в год, будут отчислять в бюджет 25 процентов от своего дохода.

Авторы законопроекта пояснили, что предполагается, что поступления от новых ставок превысят триллион рублей. При этом это не приведет к дополнительным потерям и затратам на их внедрение. Дополнительные средства от налога планируется направить в федеральный бюджет и затем использовать для финансирования программы увеличения оплаты труда медицинских и педагогических работников в регионах.

По данным Росстата, разрыв между 10% наиболее состоятельных россиян и наименее обеспеченными гражданами достиг 9,1 раза. Среди самых богатых россиян среднемесячный доход превышал 101,2 тысячи рублей, в то время как у самых бедных он едва достигал 11 тысяч рублей. 26,7% всего объема денежных доходов в стране приходилось на 10% сегмент наиболее состоятельного населения, в то время как на долю наименее обеспеченных граждан приходилось всего 2,9%.

Финансовые аналитики из Finexpertiza отмечают, что на фоне дефицита кадров и низкой безработицы количество россиян, получающих более 100 тысяч рублей в месяц (более 1,2 миллиона рублей в год), за последние годы выросло на 72% — с 2,84 до 4,88 миллиона человек. Это составляет около 17,4% от общего числа занятых. Треть всех россиян с зарплатой от 100 тысяч рублей проживает в Москве, а вместе с Подмосковьем данный показатель достигает 38,7%. Более половины (54%) всех работников с таким уровнем дохода проживают в пяти регионах, наряду с Санкт-Петербургом и двумя крупнейшими нефтегазовыми регионами — Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

Ранее в России уже существовала дифференцированная налоговая ставка. После распада СССР президент Борис Ельцин подписал закон, устанавливающий минимальную ставку НДФЛ в размере 12 процентов для доходов до 42 тысяч рублей в год. Граждан, зарабатывающих от 42 до 84 тысяч рублей, облагали налогом в размере 5 040 рублей плюс 15 процентов от суммы, превышающей 42 тысячи. Те, кто зарабатывал более 420 тысяч рублей в месяц, были облаганы налогом в размере 144 540 рублей и 60 процентов от суммы, превышающей эту отметку. После этого ставки налога неоднократно корректировались в связи с инфляцией и обесценением рубля, и в закон также вносились изменения, освобождающие от уплаты НДФЛ некоторые виды доходов, например, северные надбавки.

К концу 2000 года в России действовали три уровня налоговой ставки: 13 процентов для граждан с доходами до 50 тысяч рублей в год, 20 процентов для зарабатывающих от 50 до 150 тысяч рублей в год и 30 процентов для тех, чей доход превышал 150 тысяч рублей в год. Год спустя в стране была установлена плоская ставка НДФЛ — 13 процентов. Такое решение было обусловлено сложностью администрирования налоговых поступлений и массовым переходом заработной платы в теневой сектор.

До 2021 года все граждане России платили единый налоговый процент — 13 процентов. С 1 января вступил в силу так называемый «налог для богатых» — граждане с годовым доходом свыше 5 миллионов рублей должны платить налог в размере 650 тысяч рублей в год, а также 15 процентов от превышающей суммы. Собранные средства предполагается направить на лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями.

По данным правительства, в ближайшие три года отчисления по налогу для богатых принесут федеральному бюджету 570 миллиардов рублей. С каждым годом эта сумма будет увеличиваться: в 2024 году федеральный бюджет получит 176,2 миллиарда рублей, в 2025 году — 189,6 миллиарда, а в 2026 году — 204,1 миллиарда. Фискальные органы не раскрывают точной информации о количестве плательщиков данного налога, но по данным Росстата, таких граждан составляет не более 1 процента от общего населения.

В настоящее время в России дифференцируется не только ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Также действует повышенный налог на коммерческую и жилую недвижимость, кадастровая стоимость которой превышает 300 миллионов рублей. Владельцам такой недвижимости приходится уплачивать 2% налог вместо 0,1-0,5%. Кроме того, стоимость содержания роскошных автомобилей также возросла. Ежегодно Минпромторг опубликовывает список таких автомобилей, для которых устанавливается повышающий коэффициент (от 1,1 до 1,5) по транспортному налогу. Данная практика введена с 2014 года для автомобилей стоимостью от 3 миллионов рублей, а с 2022 года цену отсечки повысили до 10 миллионов.

Опрос, проведенный SuperJob, свидетельствует о том, что две трети россиян (64%) поддерживают введение прогрессивной шкалы налогообложения и считают ее справедливой. Однако каждый пятый опрошенный (17%) считает, что дифференциация налогообложения приведет к возрождению серой зарплаты и все будут получать минимальные зарплаты. Особое одобрение повышению налоговых ставок для богатых россиян выразили респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (72%).

Член комитета госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб высказала мнение, что увеличение ставки НДФЛ для россиян, зарабатывающих более 25 миллионов рублей, с 13% до 20% является справедливым и поможет менее обеспеченным слоям населения. За счет богатых граждан можно будет отменить налог на доходы граждан, которые получают меньше минимального размера оплаты труда и не приведет к дисбалансу бюджета. Увеличение налога для богатых россиян не приведет к оттоку обеспеченных граждан за границу, так как те, кто уже перевел свои капиталы в «западные партнеры», уже осознали негативные последствия более высоких ставок и потерю своих активов.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения будет являться более справедливой системой, которая поможет сократить разрыв в доходах и снизить социальную напряженность. Одни опасаются, что такой шаг приведет к уводу олигархов из России, однако практика показывает, что во всех развитых странах налогообложение выше. В западной Европе, где многие олигархи предпочитают проживать, ставки доходят даже до 60%.

Заместитель председателя комитета госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов считает, что для россиян, зарабатывающих свыше 10 миллионов рублей в год, ставку налога на доходы необходимо поднять до 25% как минимум. Кроме того, у богатых россиян следует изымать до половины сверхприбыли, а для малоимущих ставку налога необходимо обнулить или значительно снизить. Такие меры помогут решить вопрос о справедливом распределении доходов.

Однако далеко не все представители власти и сторонние эксперты оценивают перспективу введения прогрессивной шкалы налогообложения положительно. Некоторые предсказывают, что богачи будут скрывать свои доходы, и отслеживание больших финансовых потоков станет проблемой для налоговой. Председатель комитета госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев даже назвал предложение повысить налог на доходы физических лиц для богатых граждан популистским шагом.

«Лично я отношусь к постоянно возникающим популистским предложениям очень скептически. Ведь это заявления, которые недооценивают наших граждан и избирателей, исходя из убеждения, что подобные обещания повысят их популярность и поддержку партии», — отметил он.

По словам опытного экономиста Евгения Когана, можно сказать, что прогрессивная система налогообложения неидеальна в современной России из-за серьезной проблемы с непрозрачностью распределения налогов. Российская традиция сводится к попыткам снизить размеры налоговых взносов, поэтому, в случае увеличения ставки налогов для богатых граждан, они будут искать способы минимизации своих затрат. Прогрессивная шкала налогообложения, даже если она выглядит замечательно на бумаге, не будет работать в России, подчеркнул эксперт.

Профессор кафедры экономической и социальной географии Наталья Зубаревич также считает, что прогрессивная шкала налогообложения не окажет существенной помощи для бюджета. Она добавила: «Богатые люди не живут только на зарплату, они получают дивиденды и другие выплаты. Поэтому изменения в законодательстве о налогообложении вероятнее всего не затронут их».

Зампредседатель комитета Государственной думы по экономической политике Николай Арефьев считает, что законопроект о прогрессивной ставке налога не будет принят, поскольку в парламенте также есть депутаты, которые являются богатыми людьми. Депутаты от КПРФ уже предлагали установить для состоятельных граждан налог в размере 40 процентов, однако эта инициатива не получила поддержку коллег, напомнил он.

«В скором времени будет расширяться контроль и вводиться меры электронного контроля, поскольку все платежи становятся безналичными, и отслеживать их становится проще. Это приведет к усилению налогового давления в рамках существующей налоговой системы. Это не повышение налогов, а улучшение качества их администрирования. Однако это не принесет значительного увеличения в бюджет, поскольку качество администрирования требует увеличения расходов, которые в конечном итоге могут превысить доходы от повышения качества администрирования», — пояснил парламентарий.

Идея дифференциации налоговой ставки в зависимости от доходов не является новой — подобные системы активно используются за рубежом. Например, в США каждый новый заработанный доллар облагается более высоким налогом, прогрессивная ставка НДФЛ здесь варьируется от 10 (для тех, кто зарабатывает менее 10 275 долларов в год) до 37 процентов. При этом налог собирается с каждой части дохода, которая превышает предыдущую ступень.

В Китае прогрессивная шкала налогов была введена в 2011 году. Минимальная ставка составляет 3 процента, а самые богатые граждане платят до 45 процентов своего дохода. При этом финальная сумма рассчитывается с учетом налоговых вычетов: если они равны или превышают доход физического лица, то налог фактически не платится. Индивидуальные предприниматели в сферах торговли и промышленности, а также подрядные организации облагаются налогом на доходы в размере от 5 до 35 процентов.

Также существует значительное разнообразие между минимальной и максимальной ставками налога на доходы в разных странах. В Бельгии, например, бюджету приходится перечислять от 25 до 50 процентов средств в зависимости от заработка. В Дании этот разброс еще больше — минимальная ставка налога на доходы составляет 12,09 процента, а максимальная — 52,07 процента. В Великобритании, Германии, Франции, Чили и Австралии наименее обеспеченные слои населения освобождены от уплаты налога на доходы, однако с богатых граждан взимается до 45 процентов их заработка. Австрия также применяет подобную систему, однако здесь с самых состоятельных людей собирают 55 процентов их дохода.

Даже в Казахстане ведется работа над введением прогрессивной ставки налога. В ноябре 2023 года Министерство национальной экономики сообщило о дискуссиях относительно двухступенчатой системы для расчета подоходного налога. Власти предлагают сохранить ставку налога в размере 10 процентов для граждан, получающих до 40 миллионов тенге (около 8,1 миллиона рублей) в год, и увеличить до 15 процентов для остальных. Также были упомянуты возможное повышение НДС с 12 до 16 процентов, введение налогов на роскошь (для яхт и частных самолетов) и повышение акцизов на дорогой алкоголь и табак до 10 процентов от стоимости товара.

На февраль 2024 года Президент страны Владимир Путин выступая перед Федеральным собранием заявил о необходимости более справедливого распределения налогового бремени в пользу граждан с высокими доходами. Он предложил ввести дифференцированную систему налогообложения в России и исторгнуть возможности для уклонения от налогов или их сокращения.

По словам Путина, справедливая система налогообложения включает не только увеличение нагрузки на богатых граждан, но и снижение этой нагрузки для бедных россиян. Для этого требуется, в том числе, снижение налоговых ставок с помощью налоговых вычетов, отметил Президент.

Необходимо продумать более справедливое распределение налогового бремени среди граждан с высокими доходами и снизить налоговую нагрузку для семей, включая введение налоговых вычетов.

В рамках своего выступления, президент Путин поручил модернизировать налоговую систему и закрепить ее в новом виде до 2030 года. Интересно отметить, что ранее он высказывался против изменения плоской шкалы подоходного налога (13 процентов) на дифференцированную. В качестве аргумента против он приводил пример дифференцированной ставки в России, где все платили налоги на минимальные зарплаты, а оставшуюся сумму получали в виде незаконных выплат. Этот факт Путин упоминал еще во время своего премьерства и обещал, что ставки налогов не будут меняться в течение минимум десяти лет.

В ответ на призывы Путина, правительство России приступило к изучению вопроса о повышении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и внедрении новых льгот. Министерство финансов будет заниматься разработкой по этим вопросам. На данный момент, власти не планируют снижать действующую ставку НДФЛ, а только рассматривают возможность ее увеличения, однако конкретных цифр источники не упоминают.

Подробности о разработке новой прогрессивной шкалы налогообложения пока не предоставлены, хотя работа в данном направлении уже ведется несколько месяцев. Представители правительства обещают поделиться всеми деталями о том, как будет функционировать «налогообложение по справедливости» в ближайшем будущем. Оценка эффективности нового подхода, в том числе его способности пополнить бюджет и справиться социальным неравенством, пока преждевременна. В любом случае, всегда приятно видеть, что такой шаг уже запланирован, и даже при сложной и многоэтапной системе налогообложения значительная часть ответственности будет лежать на плечах работодателей, а россиянам не придется самостоятельно рассчитывать свои налоговые платежи, как это делается, например, в США или Германии.