Странные моменты с убийством Солеймани

Тот новогодний подарок, который президент Трамп преподнес всему прогрессивному человечеству, одномоментно породил зашкаливающее количество иранистов. Выводов, впрочем, пока немного, но они никаким образом не отвечает на вопрос “зачем”. Впрочем, открывает огромное пространство для гипотез, отвечающих на вопросы “как” и “почему”. Мы попытались разобраться в той каше, которую заварили наши партнеры.

Во всей истории с ликвидацией Гассема Солеймани непонятными остаются как минимум три элемента:

  1. Американское желание ликвидировать именно его (при том, что у Солеймани, на сколько нам известно, не было проблем «а поговорить» с американцами по Сирии и решать вопросы напрямую при необходимости).
  2. Уровень эскалации (для того, чтобы послать чувствительный сигнал, достаточно было без лишней помпы устранить высокопоставленного, но второразрядного военачальника) и…
  3. Что сподвигло самого Солеймани прилететь в Багдад — американскую зону влияния с безграничными оперативными и контрразведывательными возможностями.

Та пропагандистская шелуха, которую мы все с вами наблюдаем на протяжении уже двух дней, ни на один из этих вопросов не отвечает. Покойный был эффективным, харизматичным, влиятельным и жестоким оперативником. А уж про то, что он лично был ответственен за атаку на добывающие мощности “Saudi Aramco” не написал только ленивый. Американские СМИ, со ссылкой на свои источники в американской разведке и в Пентагоне, заговорили о том, что “охота на Солеймани” длилась несколько лет. А раз так, то уничтожение его в аэропорту Багдада — явно не самое комфортное “окно возможностей”. Как же так получилось?

Буквально сегодня стало известно, что Гассем Солеймани прибыл в Ирак для того, чтобы передать премьер-министру Аделб-Абдулу Махди иранский ответ на саудовские предложения по де-эскалации. Известная своими злоключениями в Тегеране Юлия Юзик самой первой написала, что Солеймани прилетел лично разруливать свежий американо-иранский кризис Это означает, что у него на руках были железобетонные гарантии собственной безопасности. Причем настолько, что прилетел он обычным рейсом напрямую из Дамаска. И обстоятельства, которые, похоже, не позволяли поручить это дельце кому-то из командиров попроще — еще бы, ответ на саудовские предложения вокруг которых в движняке в качестве посредников поучаствовали и президент Пакистана, и министр иностранных дел Омана. И не успел его кортеж отъехать от забора аэропорта, как в него прилетела пущенная с БЛА ракета AGM-179 массой в полцентнера.

Судя по всему, Солеймани под эти самые гарантии безопасности и выманили. Можно с уверенностью предположить, что это была такая тонкая игра саудовских и американских спецслужб. Саудовцы создают видимость переговоров, в подготовке и проведении которых участвует и американская агентура. Задача — создать определенный уровень доверия между сторонами. Цель? Подготовка к изощренной мести за, к примеру, чисто финансовые потери ряда уважаемых саудовских и не только людей, после ракетно-дроновой атаки на “Saudi Aramco”. Кто же такой отважный и отмороженный у саудовцев? Так вот бин-Сальман, скорее всего, и есть.

Интересным представляется и тот факт, что посредством публикаций в “NYT” американская разведка и военные уже начали отмораживаться — мол, они не рекомендовали Трампу ликвидировать Солеймани. Это было его и только его решение.

В сухом остатке столь широкий жест американцев приведет к тому, что иранцы сильно задумаются над тем, а так уж ли им не нужно ядерное оружие, как их в этом убеждали европейцы. А вот другие страны (и лидеры) серьезно подумают — стоит ли им в принципе разговаривать с американцами и их прокси “под гарантии безопасности”.