Недавний инцидент в Эрмитаже, где двум девушкам отказали в посещении экспозиции, несмотря на купленные билеты, вызвал широкий резонанс в соцсетях. Хранитель музея заподозрил посетительниц в намерении провести фотосъемку, так как их наряд и профессиональный макияж указывали на подготовку к фэшн-съемке. Искусствовед Елизавета Лихачева в своем блоге подробно прокомментировала ситуацию, поддержав позицию музея.
Правила музея и их нарушение
Лихачева напомнила, что каждый музей вправе устанавливать свои правила посещения. В Эрмитаже, как и в других музеях мира, есть четкие условия, регулирующие фотосъемку. «Если тебе действительно хочется зарабатывать деньги на Эрмитаже, в его интерьерах — будь добр заплатить. Девушки просто пожадничали», — отметила она.
На сайте Эрмитажа указано, что для проведения профессиональных съемок, включая фэшн-фотосессии, необходимо получить разрешение и оплатить соответствующую услугу. Сумма, по словам Лихачевой, символическая и не является способом заработка для музея, а скорее подтверждает серьезность намерений посетителей.
Репутационные издержки и общественное мнение
Искусствовед также затронула тему репутационных потерь музея, назвав их «полной ерундой». Она подчеркнула, что репутация Эрмитажа не пострадает из-за того, что две посетительницы не смогли провести съемку.
Лихачева обратила внимание на проблему потребительского отношения к музеям: «Музей — это место, где хранится наше прошлое, где его изучают и показывают. Никому ведь не придёт в голову пойти и устроить фотосессию на фоне госпиталя Вишневского или на фоне Вечного огня. Но почему-то к музеям такого отношения нет. В их понимании мы нечто среднее между McDonald’s и торговым центром».
Итоги и польза скандала
Резюмируя, Лихачева поддержала позицию Эрмитажа: «Эрмитаж прав, девушки неправы, поскольку нарушили музейные правила. Сделать из этого хайп у них получилось, но не уверена, что это поможет им продавать их одежду».
Она также отметила, что скандал может быть полезен, так как поднимает важную проблему потребительского отношения к музеям. «Этот случай заставляет задуматься о том, как общество воспринимает культурные институции и какие требования к ним предъявляет», — заключила искусствовед.