Почему Украина не сможет стать энергетическим хабом Европы без России

План Киева по превращению Украины в энергетический хаб Европы наделал много шума. Скорее, не потому что действительно представляет какую-то ценность, а из-за своей амбициозности. Его не стоило бы даже обсуждать отдельно, но он возродил давнюю дискуссию о том, что географически именно Украина больше всего подходит на роль нефтяного и газового хаба для Европы, но только с условием участия в торговле на нем России.

Нынешний план Украины не подразумевает увеличение импорта энергосырья или его транзита в Европу, только из России. Страна собирается добиться цели за счет наращивания собственной добычи углеводородов и увеличения производства электроэнергии.

Как отмечает эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, декларируется, что украинская добыча газа к 2050 году вырастет в 4 раза, до 80 млрд кубометров в год, а его экспорт в Европу составит 66 млрд кубометров. Цифра любопытная — она примерно равна объему поставок газа из России в ЕС в 2022 году.

В плане Украины стать энергетическим хабом ЕС расчет делается на политические факторы, а не на экономику

В прошлом году экспорт России в Европу сократился примерно на 80 млрд кубометров, до 62 млрд кубометров. Иными словами, Украина пытается позиционировать себя как «замену России» на газовом рынке ЕС, для чего нет ни малейших оснований. Ранее основная добыча газа на Украине была сосредоточена в Днепровско-Донецком, Причерноморском и Карпатском нефтегазоносных регионах. По понятным причинам два из этих трех регионов сегодня не могут рассматриваться как источники наращивания добычи. Да и крупных разведанных запасов газа на Украине просто нет — по состоянию на начало десятилетия они оценивались примерно в 450 млрд кубометров. Даже чисто теоретически этого не хватит для того, чтобы сколь-нибудь продолжительное время добывать по 80 млрд кубометров (к тому же далеко не весь разведанный объем можно извлечь из недр).

Еще амбициозней планы, связанные с нефтью, — ее добычу планируется нарастить в 6,7 раза, до 15 млн тонн. Рост просто нереалистичный, но и он обеспечит лишь «каплю в море» потребностей Европы, едва покрывая внутренний спрос самой Украины (в 2021 году, по данным ВР, потребление нефти на Украине составило 238 тыс. баррелей в сутки или 11,8 млн тонн в год). Все эти планы точнее будет назвать чистым блефом, считает Андрианов.

По его мнению, не более реалистичными выглядят планы по наращиванию производства «зеленой энергии», которые как раз и являются ядром идеи о формировании «энергетического хаба». Европа уже взяла на себя непосильную ношу, пытаясь развивать собственные возобновляемые источники энергии. По оценке МЭА, к 2030 году инвестиции в «чистую» энергетику должны вырасти почти в 3 раза, с текущих 1,7 до 4,6 трлн долларов в год, то есть с 2% до 5% мирового ВВП. На этом фоне Украина просит у Европы относительно немного: в развитие ветровой генерации планируется вложить 134 млрд долларов, солнечной — 62 млрд, водородных технологий — 72 млрд, систем накопления энергии — 25 млрд, атомной генерации — 80 млрд, систем передачи электроэнергии — 5 млрд, гидроэнергетики — 4,5 млрд долларов.

Но вряд ли в условиях жесточайшего дефицита инвестиций и на фоне фактической рецессии у Европы найдутся даже такие свободные суммы.

Впрочем, здесь расчет делается не на экономику, а на политический фактор, считает эксперт. Европейская общественность постепенно начинает проявлять все большее недовольство негативными экологическими последствиями со стороны… самой альтернативной энергетики, которая оказалась не такой чистой и безвредной, как изначально пропагандировалось. Поэтому хорошим ходом было бы перенести эти «неудобные» производства в новую колонию — то есть на Украину. Получится и относительно недорого (учитывая низкие зарплаты на Украине), и более безопасно для самой Европы. Но все же вызывает сомнения, что Украине будет отведена даже эта незавидная роль «токсичной батарейки», поскольку опять-таки встает вопрос и об инвестициях, и о безопасности объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и о способности украинской стороны их сооружать и поддерживать в рабочем состоянии, подчеркивает Андрианов.

Остаются возможности импорта сырья из других стран, о которых пока ничего не говорилось. У Украины с советских времен осталась трубопроводная инфраструктура для поставок нефти и газа в ЕС. Беда в том, что соединена она в первую очередь с Россией. Был проект нефтепровода «Одесса — Броды» с черноморского побережья на Запад Украины в Львовскую область, который не затрагивал территорию России. Изначально планировалось прокачивать по нему казахстанскую и каспийскую нефть.

Проект и в лучшие времена показал свою нежизнеспособность, хотя для его загрузки пытались использовать даже самые экзотические логистические схемы — вплоть до прокачки венесуэльской нефти в Беларусь, уточняет Андрианов. В итоге трубопровод уже около 10 лет простаивает. А сегодня в регионе Каспия нет свободных объемов сырья, которые могли бы пойти в Европу через Украину.

Что касается «голубого топлива», то так получилось, что Украину окружают газодобывающие страны, но наиболее удобные транзитные маршруты из них в Украину и далее в Европу проходят через Россию. К тому же у части этих стран — Азербайджана и Казахстана — уже есть инфраструктура для поставок в Европу в обход России и Украины, и нет заметных свободных мощностей производства, чтобы вкладываться в создание новых маршрутов.

Есть еще Иран и Туркмения, у которых нет труб в Европу, но зато есть свободные мощности. Но Иран под санкциями Запада и едва ли подойдет на роль хорошего друга Киеву, а Туркмения больше заинтересована в китайском рынке. Кроме того, опять же самые удобные маршруты доставки углеводородов до Украины проходят через Россию.

Как сообщил «РГ» источник в отрасли, Украина не сможет стать крупным энергетическим хабом без наращивания поставок газа из России, для которых уже есть существующая инфраструктура. Поставки газа из других регионов требуют ввода новой транспортной инфраструктуры, а также наращивания газодобывающих мощностей. Например, в случае Турции это месторождение Сакарье в Черном море, добыча на котором к 2027 году должна превысить 40 млн кубических метров в сутки, что сопоставимо с объемом поставок по «балканской» ветке «Турецкого потока».

Но Турции нет никакого смысла участвовать в украинском проекте, у них есть все перспективы создать газовый хаб на своей территории, причем для этого уже есть часть инфраструктуры не только из России, но также Ирана и Азербайджана.

Если представить себе в перспективе газовый хаб на территории Украины, то не просто сделать его ликвидным — обеспечить большие объемы, но даже просто склонить к поставкам на него других экспортеров стало бы возможно, только если бы к нему имела доступ наша страна. А это в сегодняшней ситуации абсолютнейшая утопия.

В итоге выходит, что без России максимум на что может рассчитывать Украина — это развитие ВИЭ на своей территории для экспорта электроэнергии в ЕС. Но, как уже было сказано, удовольствие это слишком дорогое. Украина просит на это 383 млрд долларов — больше, чем 10 годовых бюджетов страны.