Религиовед Отец Сергий (Храмешин) рассказал в чем ценность иконы «Троица» Рублева

Отец Сергий (Храмешин), религиовед, канд.ф.н, ректор Славяно-Греко-Латинской Академии, рассказал об иконе «Троица» Андрей Рублева, которая сейчас выставляется в Храме Хиста Спасителя в Москве. По его словам, образ Святой Троицы, написанной иконописцем Андреем Рублёвым в начале XV века, является самой прославленной во всём мире русской иконой. Эта икона одна из двух сохранившихся достоверно принадлежащих Андрею Рублеву работ.

До Революции 1917 года местом пребывания образа был Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Она была насильственно, вместе с другими священными для верующих предметами, мощами и иконами, изъята у Церкви в 1920 году советскими властями и помещена в Государственную Третьяковскую галерею в 1929 году качестве музейного экспоната.

На иконе изображен библейский сюжет, называемый «Гостеприимством Авраама». Согласно сюжету, праотца Авраама посетил единый Бог, поклоняемый в Трёх Лицах, в образе Трёх Святых Ангелов. Для христиан это событие первое видимое явление единого Бога в Трех Лицах, поэтому оно имеет догматическое значение.

Идеей Рублева было выражение догматического учение на иконе о Святой Троице. Он впервые преобразил вполне традиционный сюжет «Гостеприимство Авраама», представив его с новым контекстом, который уже представлял Три Лица Бога в виде Святых Ангелом. До этого такой акцентуации об учении о Троице в иконографии не делалось. Вот, собственно, в чём особенная уникальность этого образа – в идеи, что Бог Един, но Лиц (Ипостасей) у него Три, которая в виде Ангелов нашло отражения в иконе Андрея Рублева впервые в истории иконописи. Фактически с этого началось активное поклонение христианами Богу, в образе Трех Ангелов. Нет, это не поклонение иконе, как доске и краскам. Отнюдь, согласно христианском учению – это поклонение Тому, кто на иконе изображен. В житиях святых Бог неоднократно являлся подвижникам в виде Трёх Святых Ангелов.

Существуют несколько различных версий истории иконы. Общепринятая версия состоит в том, что образ был написан «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его приемника преподобного игумена Никона как считается в академических изданиях в 1411 или 1425-27 годах. Точные сведения о дате написания иконы в сохранившихся исторических источниках отсутствуют. Гипотезы построены на времени расцвета творчества Андрея Рублева и на дате строительства, соответственно росписи, лаврского Троицкого собора. Впервые, Рублёв официально упоминается автором «Троицы» в середине XVI века в материалах Стоглавого собора.

Ценность рублевской иконы «Святой Троицы» невозможно оценить для верующих вообще, и чрезвычайно сложно для искусствоведов, поскольку она имеет для России и для всего христианства в целом глубокое символическое значение. Образ «Святой Троицы» можно отнести к бесценным произведениям.

На сегодняшний день реставраторами состояние иконы оценивается как стабильное. 16 июля 2022 года состоялся вывоз иконы «Троицы», несмотря на протесты реставраторов Третьяковской галереи, в Троице‑Сергиеву лавру на богослужения посвященные 600-летию обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского.

Мнения о необходимости оставление иконы в музее или передаче Русской Православной Церкви для почитания между сотрудниками Третьяковской галереи и верующими противоположно расходятся. Нельзя отрицать необходимости особых условий содержания для иконы с одной стороны, и возвращения её для поклонения верующим с другой стороны. Компромисс может быть в передачи иконы в Троице-Сергиеву Лавру с гарантированным обеспечением её сохранности на государственном уровне. Предполагается, что решение Президентом Российской Федерации принималось как с учётом требований дальнейшего обеспечения сохранности иконы, так и исторического момента для Российского государства. Судьбоносное время для молитвы перед этой иконой стоит признать пришедшее, и вряд ли кто оспорит данный факт, кроме отъявленных врагов России.