Об открытии восстановленного мемориала на Саур-Могиле все уже сказали. Выглядело реально мощно, однако мы сделаем акцент на двух неочевидных моментах, связанных именно с культурой.
Момент первый. Не все довольны списком выступающих. Там много мощных имен, но Прилепин, например, огорчен отсутствием Джанго, Чичериной и других заслуженных артистов-ветеранов Донбасса. Нам тоже кажется, что если там есть, скажем, Стас Пьеха, то и все, кого перечислил Захар – должны были быть на Саур-Могиле. Правда, стоит добавить, что такое крупное мероприятие имело целью еще и показать все, так сказать, резервы – чтобы не возникало ощущения, будто у нас на всю страну только Джанго с Чичериной и поют о Донбассе.
И все же повторимся, если решили показать передачу эстафеты новым патриотам – хорошо бы это делать с участием старых, уважение точно заслуживших, в отличие от забвения.
Второй момент сложнее. Параллельно открытию мемориала в ТГ было замечено две ярких реакции. Одни говорили: «пока вы там памятники с помпой открываете – враг на Изюмском шляхе кровавую дань собирает». Другие же писали: «послушайте «Встанем» Шамана – послушайте и помолитесь: это то, что нам сейчас нужно».
Отсюда вытекает два очень разных взгляда на роль культуры. В первом – она целиком в тени реальных событий, и тогда получается, что и парады на Красной площади во время тяжелых поражений – лишние и ненужные. Во втором – именно культура служит точкой опоры и единения в трудный момент, когда все равно непонятно еще, спешно отступаем, или «сие есть военный маневр» по заманиванию супостата в чисто поле.
Нам из тыла ближе второе. Но всерьез осуждать думающих иначе, особенно на передовой – точно не станем.