Опубликована расшифровка переговоров пилотов разбившегося в Актау самолёта AZAL с диспетчерами

На основе опубликованной расшифровки переговоров между экипажем разбившегося самолёта AZAL и диспетчерами становится очевидным: экипаж «Азербайджанских авиалиний» действовал исключительно по собственной инициативе, когда отверг посадку в Грозном, отказался от полёта в Махачкалу, решил вернуться в Баку и в конечном итоге направился в Актау.

Несмотря на то, что диспетчеры активно предлагали различные варианты посадки — сначала в Грозном, потом в Махачкале, и даже информировали о доступности других российских аэропортов, экипаж отклонил все эти предложения. Интересно отметить, что именно члены экипажа первыми упомянули в разговоре с диспетчерами версии о столкновении с птицами и взрыве газового баллона на борту. Записи также подтверждают факт внешнего воздействия на воздушное судно, хотя командир корабля не стал объявлять чрезвычайное положение.

Переговоры экипажа рейса «Азербайджан 82-43» с диспетчерами раскрывают развитие чрезвычайной ситуации на борту, вызванной отказом нескольких систем самолёта. Ситуация началась с потери обоих GPS, о чём экипаж сообщил в 8:19:11. Это значительно затруднило навигацию, и экипаж запросил векторение для безопасного следования. Позже, в 8:28:56, экипаж сообщил об отказе управления, уточнив, что самолёт управляется только секторами газа. В 8:33:27 было подтверждено, что гидравлическая система полностью отказала, что сделало невозможным использование рулей высоты и элеронов. В 8:52:46 экипаж сообщил о взрыве кислородного баллона в пассажирской кабине, что привело к утечке кислорода. В результате пассажиры начали терять сознание, а в кабине появился запах топлива. Экипаж запросил снижение на эшелон 60, чтобы уменьшить последствия утечки кислорода и облегчить состояние пассажиров.

Экипаж принимал самостоятельные решения о маршруте и выборе запасных аэродромов, несмотря на рекомендации диспетчеров. В 8:31:38 экипаж запросил спрямление на Баку, но диспетчер предупредил, что текущий курс может привести в горный район, и предложил выдерживать курс 090. Позже, в 8:34:11, диспетчер предложил посадку в Махачкале, предоставив погодные данные и информацию о готовности аэропорта. Однако экипаж запросил погоду в Баку (8:34:23) и продолжил следовать туда. В 8:40:03 экипаж запросил погоду в Актау, а в 8:46:19 сообщил, что по прибытии потребуются пожарные, эвакуационные службы и врачи. В 8:52:46 экипаж сообщил, что кислород заканчивается, и пассажиры теряют сознание, после чего запросил снижение на эшелон 60.

Диспетчеры активно поддерживали экипаж, предоставляя информацию о погоде, курсах и ближайших аэродромах. В 8:34:11 диспетчер предложил посадку в Махачкале, а позже, в 8:38:11, сообщил, что аэропорт технически готов принять самолёт. В 8:45:41 диспетчер запросил информацию о необходимой помощи по прибытии, а в 8:51:05 уточнил количество пассажиров (62) и наличие опасных грузов (их не было). В 9:02:56, при выходе на связь с диспетчерами Актау, экипаж объявил MAYDAY и запросил аварийную посадку на полосу 11. Диспетчеры Актау предоставили курс 070 для захода на посадку и включили огни ВПП для удобства экипажа (9:19:11).

На финальном этапе экипаж запросил заход с прямой, чтобы избежать дополнительных манёвров (9:06:44). Диспетчеры оперативно предоставили необходимые курсы и информацию о местоположении. В 9:21:43 посадка была разрешена на ВПП 11, с информацией о ветре (20 градусов, 5 м/с). В 9:27:07 диспетчеры сообщили, что самолёт находится в 3 морских милях от полосы. Несмотря на серьёзные технические проблемы, экипаж смог довести самолёт до Актау, где он и разбился.