Уральский писатель – а ещё учёный и философ – Михаил Стригин давно и успешно совмещает в себе физика и лирика. Его сборник «Шествие с ума» был выпущен издательством «Четыре» (Санкт-Петербург) в начале этого года. В книгу включены не только художественные рассказы, но и критические статьи. Редакции издательства посчастливилось пообщаться с Михаилом и узнать о его позиции в литературной деятельности и о взглядах на роль книг в жизни современных людей.
— Книги всегда были востребованы обществом. Кто-то ждёт от них просто развлечений, кто-то смысловых нагрузок. Как, по-вашему, современная литература в большей степени серьёзна или развлекательна?
— С одной стороны, есть очевидная проблема в потоке информации. На ресурсе «Стихи.ру» зарегистрировано порядка миллиона авторов. Естественно, что любое произведение, каким бы оно ни было оригинальным и острым, растворяется в потоке «низкоградусных» текстов. Но при этом нужно добавить, что серьёзное обучение не должно быть слишком серьёзно, поскольку любое нравоучение воспринимается в штыки. Весь животный мир учит своих детёнышей серьёзным вещам через игры и развлечения, чтобы в нужный момент они могли включить свои навыки. Поэтому серьёзность и развлекательность могут быть синонимами.
— В своих рассказах в книге «Шествие с ума» вы повествуете о людях, перешагнувших привычные границы навстречу неизведанному. Скажите, трудно сделать такой шаг в реальной жизни? Вам самому приходилось?
— Я только этим и занимаюсь. Каждое утро заставляю себя встать и преодолеть границы кровати. За этими границами – неизведанное. Это то, с чего начинается преодоление. Дальше – больше: например, едешь на встречу с человеком, которого не хочешь видеть. Но сидит занозой вопрос, который нужно разрешить, и приходится выдвигаться. Как повернётся разговор – это тайна и тоже область неизведанного. Едешь на автомобиле, и тебя обгоняет мотоциклист, и, конечно, хочется попробовать так же. Большинство оставляет это на уровне фантазии. Я иду и пробую. Так я пробовал горные лыжи, гонки на автомобилях, полёты на парапланах, катание на кайтах, хождение на яхтах. Где-то задерживался дольше, где-то проскакивал быстро. У меня есть большой недостаток, и он же достоинство: вскоре после того, как я попробую и пойму что-то неизведанное, оно становится для меня обыденностью. И после этого вновь приходится преодолевать границы кровати.
— И немного о названии. Почему название именно этого рассказа вы дали всей книге?
— Чтобы преодолеть себя, нужно сойти с ума, с дороги, которой ведёт тебя ум. Поскольку он ведёт тебя только хожеными дорогами. Там пройти легче. В физике это называется «принцип наименьшего действия». И вся природа существует в соответствии с ним. Но человек несколько больше этого и может себе позволить нарушить любой принцип. Пойти чащей, поскольку неизведанное не лежит вдоль хоженых дорог. Поэтому название этого рассказа я вижу ключевым.
— Расскажите немного о своих литературных проектах, учредителем и организатором которых вы являетесь. Как рождаются идеи их создания и как они воплощаются в жизнь?
— В своих литературных проектах я тоже попытался охватить весь океан возможностей. Здесь и серьёзная Южно-Уральская литературная премия, которая, к сожалению, перестала дышать в связи со сменой политической власти в области. И детский конкурс среди учеников средних школ: «Как слово наше отзовётся», который тоже почил с миром. И, наконец, литературное кафе «Жеваго», которому больше десяти лет и которое успешно существует. Этот проект я изначально хотел сделать по подобию «Бродячей собаки» в Питере. Но со временем коммерческая шелуха пооблетела, остались только добрые встречи, где мы вспоминаем поэтов прошлого и читаем их стихи.
— В чём вы видите общественную роль писателя? Меняют ли эту роль современные технологии и медиа?
— Любой писатель – это некий центр кристаллизации для социальной материи. И, конечно, от автора зависит, какая симметрия будет присутствовать в образующемся кристалле, какими красками он заиграет: патриотизмом или либерализмом. А гениальный автор покажет, как они совмещаются, не противореча друг другу, и породит новый вид симметрии. При этом, несмотря на широту различных ресурсов для захвата читателя, есть явная уже упомянутая проблема с потоком информации. Современные социальные кристаллы сейчас больше напоминают жидкости, где происходит достаточно быстрая перестройка структуры. Такое вещество более податливо, но на него невозможно облокотиться.