В условиях ожидаемого снижения спроса на новые автомобили в ноябре и декабре из-за роста цен после повышения утилизационного сбора дилеры не увеличивают запасы китайских брендов. К концу сентября запасы сократились до 80 тысяч машин с максимальных 94 тысяч в начале года. Участники рынка стремятся избежать затоваривания и роста расходов на содержание складов.
Запасы легковых автомобилей китайских брендов на складах дилеров и импортеров в России к концу сентября сократились до примерно 80 тысяч штук, что соответствует средним показателям, подсчитали в «Газпромбанк Лизинге». Пиковые значения, по данным компании, фиксировались в феврале, когда запасы достигали 94 тысяч машин.
Директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов объясняет динамику активной распродажей автомобилей, ввезённых в конце 2023 — начале 2024 года, а также отказом дилеров от затоваривания складов из-за прогноза по снижению потребительской активности в связи с повышением утилизационного сбора с 1 октября и роста ключевой ставки. По оценкам компании, текущий объём запасов может быть реализован в течение месяца.
В «Автостате» также отмечают снижение запасов автомобилей китайских брендов с высоких уровней конца 2023 года, не приводя актуальных цифр. Директор по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес» Даниил Шкурыгин говорит, что запасы у дилеров не растут, оценивая их на уровне начала 2024 года — в 125–130 тысяч штук.
Независимый автомобильный эксперт Олег Мосеев связывает рекордные запасы автомобилей китайских брендов в начале года с амбициями автопроизводителей из КНР, рассчитывавших на продажи, превышающие возможности российского авторынка.
«В четвёртом квартале прошлого года производители вели активную работу с дилерами по наполнению складов. Плюс это было условием получения статуса дилера: стартовый пакет у многих был 100 машин. Произошло «перезатоваривание», — говорит он. Сейчас, продолжает эксперт, дилеры поняли, что «китайская игра» — в одни ворота, потому отказываются от дополнительных складов».
По данным «Автостата», в августе было продано 90 тысяч новых автомобилей китайских брендов, что стало рекордным показателем для машин из этой страны. В пятёрку самых популярных марок китайских автомобилей в том месяце вошли Haval, Chery, Changan, Jetour и Omoda. Продажи всех новых машин на фоне ожидания роста цен из-за планируемого повышения утилизационного сбора в августе выросли на 8,9% к июлю и на 35,1% год к году, до 148,33 тысяч штук.
Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский говорит, что компания стремится к снижению складов, чтобы ускорить оборачиваемость денег. По ряду позиций, таким как гибриды и электрические автомобили, по его словам, компания нарастит запасы перед новым годом, когда ставки по утилизационному сбору поднимутся именно на этот сегмент. Гендиректор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич заявил, что склады соответствуют актуальным планам продаж и не отличаются от предыдущих месяцев. «Мы тщательно следим за размером склада, так как текущая стоимость финансирования приводит к прямым убыткам при содержании товарного запаса, превышающего полуторамесячные продажи», — поясняет он.
Стоки сегодня рассчитаны в среднем на один-два месяца, подтверждают в «Борисхофе» и «Рольфе».
«Сейчас действуем аккуратно и не будем затоваривать склад. Считаем, что в сентябре-октябре ожидается рост с точки зрения реализации автомобилей, а дальше — в ноябре-декабре — мы будем видеть спад», — считает директор департамента продаж новых автомобилей дилера «Рольф» Николай Иванов. Заместитель гендиректора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев также прогнозирует, что сентябрь и октябрь будут сопровождаться активными продажами, а в ноябре и декабре спрос успокоится.
Дистрибуторы в преддверии повышения утилизационного сбора заметно увеличили импорт автомобилей из Китая, включая легковые и грузовые машины, полуприцепы и некоторые виды дорожно-строительной техники, рассказывали «Коммерсанту» импортёры и перевозчики. По их словам, объём ввоза техники вырос на 50%, на пунктах пропуска появились заторы, а склады на границе были переполнены.
Однако, несмотря на рост импорта, аналитики отмечают, что китайские автопроизводители сталкиваются с рядом вызовов на российском рынке. Один из них — это конкуренция со стороны российских брендов, которые также стремятся расширить своё присутствие в сегменте доступных автомобилей. Кроме того, повышение утилизационного сбора и рост ключевой ставки могут негативно сказаться на финансовых показателях компаний.
В целом, ситуация на рынке новых автомобилей в России остаётся сложной и требует внимательного анализа и адаптации со стороны всех участников рынка.