Европа замедляет темпы в гонке электромобилей. Местные автопроизводители сталкиваются с трудностями при переходе на производство электромобилей, а политики опасаются вызвать недовольство избирателей.
Volkswagen и Volvo на этой неделе отказались от своих амбициозных планов по конкуренции с Tesla и новыми китайскими производителями электромобилей. Причины неудач заключаются в том, что не хватает доступных по цене моделей для среднего пользователя, а сокращение государственных стимулов ещё сильнее снижает интерес покупателей.
В результате продажи электромобилей резко упали. В июле поставки аккумуляторных автомобилей в регионе сократились более чем на 10%, главным образом из-за падения на 37% в Германии — крупнейшем европейском рынке. Это неожиданное снижение застало производителей врасплох и привело к несоответствию между их инвестиционными планами и реальностью рынка.
Стратегические изменения могут вернуть Европу назад в глобальной борьбе за будущее автомобильной промышленности. Хотя путь может быть сложным, широко распространено мнение, что личный транспорт должен перейти на использование экологически чистого топлива, чтобы предотвратить наихудшие последствия изменения климата.
«В Европе мы быстро теряем преимущества в стоимости. В результате Китай будет продолжать наращивать свои естественные конкурентные преимущества в производстве электромобилей, а структура затрат в Европе будет продолжать отставать», — сказал Bloomberg директор CAR-Center Automotive Research в Бохуме Фердинанд Дуденхёффер.
Спрос на электромобили в ЕС снижается из-за общих проблем на авторынке. Уровень продаж всё ещё примерно на 20% ниже, чем до пандемии, что снижает рентабельность и обычных автомобилей.
Европейский рынок, похоже, достиг своего пика, и Volkswagen вступил в конфронтацию с профсоюзами. Из-за падения продаж у компании появилось примерно два лишних завода.
Volvo объявила о пересмотре своей цели по полному переходу на электромобили к 2030 году. Теперь компания планирует достичь не менее 90% электромобилей к концу десятилетия.
Mercedes-Benz ещё в мае выразила беспокойство по поводу темпов развития рынка. Генеральный директор компании Ола Кельениус заявил на собрании акционеров, что производитель будет предлагать модели с двигателями внутреннего сгорания в течение следующего десятилетия. Он отметил, что «трансформация может занять больше времени, чем ожидалось». Ранее автогигант обещал перейти на полностью электрический двигатель к 2030 году.
Европейские производители стараются выпускать электромобили для массового рынка. Однако модели высокого класса, такие как Porsche Taycan за 107 тысяч евро и BMW i7 за 116 тысяч евро, рассчитаны на элитных потребителей, но недорогой альтернативы по-прежнему мало. Электрическая версия Fiat 500, традиционно считающаяся символом доступной мобильности, стоит почти 35 тысяч евро, что вдвое превышает цену её аналога с двигателем внутреннего сгорания.
«При постановке целей в области электромобилей автопроизводители недостаточно учитывали, сколько люди готовы за них платить, и не гарантировали их прибыльность», — отмечает старший партнёр консалтинговой компании Roland Berger Вольфганг Бернхарт.
Он допускает, что правительственные запреты на новые автомобили с двигателями внутреннего сгорания могут быть отменены.
Китайские автопроизводители извлекают выгоду из медленных изменений в Европе, увеличивая продажи электромобилей по конкурентоспособной цене — например, BYD Dolphin стоимостью 33 тысячи евро против стартовой цены в 37 тысяч евро за VW ID.3. Немецкий автогигант пообещал представить бюджетный электромобиль, но высокие производственные затраты являются препятствием.
В последние месяцы ценообразование приобрело ещё большее значение на фоне кризиса стоимости жизни из-за рекордной инфляции. Давно не отмечавшийся в развитых странах рост цен ударил по бюджетам домохозяйств и сделал новые автомобили недоступными для многих. При этом повышение процентных ставок в попытках сдержать инфляцию увеличило стоимость заёмных средств.
Правительства тоже отказались от кратчайшего пути к полностью электрическому вождению. В прошлом году немецкие власти успешно добились исключения так называемого электронного топлива из планируемого запрета ЕС на новые продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Ссылаясь на недобросовестную конкуренцию со стороны Китая, ранее в этом году ЕС ввёл штрафные пошлины на импорт электромобилей китайского производства.
Похоже, не за горами следующий шаг назад в климатической борьбе. Запрет ЕС на автомобили с ДВС может быть пересмотрен в 2026 году. В последние месяцы усилились закулисные дискуссии по этому поводу среди представителей промышленности и правительства.
«Переход на электромобили — огромный вызов для немецких автопроизводителей. Оглядываясь назад, можно сказать, что Volkswagen слишком быстро отказался от двигателя внутреннего сгорания. Теперь эта ошибка должна быть исправлена, даже если за это придётся дорого заплатить», — говорит председатель Комитета по экономике нижней палаты парламента Германии и член правящей партии «Свободные демократы» Рейнхард Хоубен.
Популистские движения по всей Европе воспользовались экономическими проблемами, чтобы посеять недовольство политикой в области климата. В Германии широко распространилась негативная реакция на реформу системы отопления, но автомобили вызывают ещё больше эмоций в стране, которая рассматривает неограниченную скорость на автобанах как неотъемлемое право гражданина.
Правые партии в Италии и Франции всё чаще критикуют климатические нормы, которые, по их утверждению, наносят ущерб семьям рабочего класса.
Европейские политики более чувствительны к опасениям по поводу сокращения рабочих мест, а автомобильная промышленность региона продолжала поддерживать высокозатратные заводы после мирового финансового кризиса.
«Политики должны найти решения, позволяющие обычным домохозяйствам с нормальными доходами позволить себе электромобили», — подводит итог представитель немецкого промышленного союза IG Metall Торстен Грегер.