Российскому софту намечают рынки

Самыми привлекательными странами для продвижения российского программного обеспечения, микро- и радиоэлектроники, моделей управления IT-проектами являются Казахстан, Китай, Белоруссия, Бразилия и Индия, согласно экспертам АНО «Цифровая экономика». Рейтинг основан на индексе, который включает десять различных показателей, включая экономическую интеграцию с Россией, спрос на цифровые платформы и решения, экономическую свободу и цифровую зрелость. Все страны из топ-5 являются членами ЕАЭС или БРИКС.

Казахстан занял первое место в рейтинге (индекс — 9,8 балла), характеризуясь высоким уровнем интернет-пользователей, но невысокой цифровой зрелостью. Торговый оборот с Россией составляет 25,6 миллиарда долларов, а импорт информационно-коммуникационных услуг — 425 миллионов долларов. Китай занял второе место (8,6 балла), имея самый высокий показатель цифровой зрелости, но уступая Казахстану по использованию интернета населением. Торговый оборот с Россией составляет 141,3 миллиарда долларов, а импорт информационно-коммуникационных услуг — 40,1 миллиарда долларов.

Однако, несмотря на то, что Казахстан возглавил рейтинг, Китай и Индия выглядят наиболее перспективными рынками для продвижения российских цифровых решений, особенно с учетом их емкости. В то же время, российскому программному обеспечению пока тяжело конкурировать на таких огромных рынках, где у других поставщиков есть большие финансовые возможности и доступ к ведущим потребителям.

Объем экспортных продаж российских софтверных компаний снизился на 12-17% до 8,4 миллиарда долларов в 2022 году. Это объясняется вынужденным уходом разработчиков с европейского и североамериканского рынков из-за санкций. Сейчас они пытаются наладить работу с дружественными странами Южной Америки и Юго-Восточной Азии, а также сохранить поставки западным партнерам через формально независимых третьих лиц.