Крупные сети быстрого питания в России ставят рекорды по посещаемости. Это часть мирового тренда

За первые полгода 2023-го доля россиян, которые хотя бы раз посетили крупную сеть фастфуда («Вкусно – и точка», Burger King и KFC с Rostic’s), достигла 45%. Это максимум с начала 2021 года. Потребители выбирают быстрое питание ради экономии времени, а за «вкусными блюдами» в такие заведения идут 13% россиян. 

В цифрах

  • В России в январе–июне 2023 года доля посетителей крупных сетей фастфуда («Вкусно – и точка», Burger King и KFC с Rostic’s) достигла 45%. Это максимум с начала 2021-го, пишет «Коммерсант». 
  • Для сравнения: в аналогичные периоды 2021-го и 2022-го доля россиян, которые хотя бы раз в полгода посещали эти заведения, составляла 39,3% и 35,9% соответственно. 
  • По подсчетам Focus Technologies, в первом полугодии 2023-го в заведениях быстрого питания Москвы трафик вырос на 10% — по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
  • Кроме того, за первые 6 месяцев 2023 года количество заказов в ресторанах быстрого питания по всей России выросло на 8% год к году, а средний чек — на 10% (до 439 рублей). 

Что говорят

  • Крупные сети фастфуда в России прошли через перестройку бизнес-процессов или даже полный ребрендинг. Сегодня они уверенно развиваются и постоянно наращивают рекламную поддержку, поэтому потребители уже привыкли к новым брендам, говорят аналитики Franshiza.ru. 
  • В «Бургер Кинг Россия» отмечают, что, по данным компании, число покупателей в трех крупнейших сетях фастфуда в первой половине 2023 года — максимальное с 2019-го. 
  • В фастфуде потребителей традиционно привлекает доступная цена, считают исследователи компании «Ромир». А рост посещаемости поздней весной–летом 2023-го также вызван тем, что большинство россиян не выезжают за границу и проводят сезон отпусков в стране. 
  • В Федерации рестораторов и отельеров предупреждают, что рынок фастфуда ждет перенасыщенность, поскольку сегодня инвесторы активно вкладываются в этот бизнес. Так, по данным Franshiza.ru, спрос на франшизы фастфуда в январе–июне 2023 года вырос на 12% год к году.

Детали

  • Лидер российского рынка — «Вкусно – и точка»: рестораны сети в первом полугодии 2023-го посещали 33,5% россиян. На втором месте — KFC и Rostic’s (25,2%), на третьем — Burger King (15,5%). 
  • Самые частые посетители заведений быстрого питания — молодежь в возрасте 18–34 лет, жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. 
  • По данным ресурса «Чек Индекс», самый популярный фастфуд у россиян — хот-доги, бургеры, шаурма и пицца.
  • 45% россиян выбирают фастфуд для экономии времени: чтобы не готовить еду самостоятельно или перекусить, когда находятся вне дома. Еще 13% питаются фастфудом, поскольку им нравится вкус блюд, 11% посещают такие заведения, только когда находятся в поездке или на отдыхе. А 9% россиян ходят в рестораны быстрого питания из-за детей. 
  • Люди, которые не едят фастфуд (26% россиян), считают его вредным и стараются придерживаться правил здорового питания: предпочитают домашнюю еду, которую готовят самостоятельно. 

Тенденция

  • По данным отчета Spherical Insights & Consulting, в 2022 году мировой рынок фастфуда превысил $980 млрд. Ежегодно потребление фастфуда увеличивается в среднем на 2,2%. Ожидается, что к 2032 году глобальный рынок быстрого питания достигнет $1,58 трлн.
  • Самые популярные сети фастфуда в мире — McDonald’s, Starbucks, Subway, KFC и Burger King. Так, у McDonald’s — традиционного лидера рынка — 38 тыс. кафе по всему миру. В 2022 году выручка компании достигла $23,2 млрд. При этом летом 2022-го McDonald’s отчитался о потерях в размере $1,2 млрд из-за продажи бизнеса в России. У Starbucks 34 тыс. кафе по миру, в прошлом году компания заработала $21,9 млрд. У Subway на данный момент порядка 36,5 тыс. точек по всему миру. Прибыль сети в 2022 году составила $16,1 млрд. 
  • В мире из «вредной еды» наибольшим спросом пользуются гамбургеры, на втором месте — пицца, а на третьем — сэндвичи. Популярнее всего фастфуд в США. Так, в 2022 году в стране насчитывалось почти 200 тыс. ресторанов быстрого питания. Их число увеличивается в среднем на 0,6% в год. Каждый день примерно 50 млн американцев потребляют фастфуд.