Патриотизм – это не танк, а любовь

С интересом наблюдаем, как, словно из кубиков, понемногу начинает складываться понимание ситуации в культуре, и приятно, что складывают эти кубики именно в Телеграме. За словами Пегова о культурном фронте пошла целая цепь важных постов.

Агранович написала о важности культурной инфраструктуры, Прилепин напомнил, кому принадлежит текущая, и почему патриотическое творчество пока банально невыгодно в условиях культурного рынка. А дальше мысль пошла сразу в двух важнейших направлениях: Караулов уточнил, что патриотическое творчество не обязано сводиться к СВО и танкам, а Кузнецов добавил, что культура – надстройка над экономическим базисом, и надо умножить национально-ориентированный бизнес, чтобы подросла патриотическая культура.

Ну а вы посмотрите, к кому у нас ведут почти все конкурсы, фестивали, концерты, площадки и радиостанции!.. Там или Ирина Прохорова в роли смотрящей за книгой, или фонды Дерипаски (это еще в лучшем случае), или конгломерат олигаршавок имени Абрамовича, которым Роман Аркадьевич обеспечивает сейчас экстракшн в Израиль и обратно.

Так что тут да: или новые гиперактивные фонды от квазиолигархов, или прямая государственная поддержка. Брезгуете отжимать старую инфраструктуру – давайте создавать новую: нерыночную, несверхприбыльную, как мы давно уже просим. И здесь главное не поставить себя заранее в проигрышные условия: не свести патриотизм к танкам и Z.

Да, прямо сейчас на острие фронта Чичерина, Рич и Апачев, но если ограничиться тематикой СВО, то мы только их и противопоставляем всей ширине чужого фронта. Потому и необходимо вовлечь в свои ряды всех, кто творит или желает творить в огромном пространстве тем, направлений и жанров всего лишь с одной оговоркой: любовью к родной стране, ее людям, истории и пути.

Поверьте, этого условия хватит для отсева почти всех чужаков, ведь любовь не подделать. Все эти сотни понауехавших за десятки лет так почти и не создали ничего о любви и с любовью, кичась своей «нелюбовью» и неспособные любить даже ту, именно «их», придаточную Россию, в которой им-то и было комфортно. Они и на нее ведь смотрели со стороны, с осуждением и насмешкой, и разве что у Слепакова можно было отыскать зачатки эмпатии, да и та чаще тонула в гоготке.

Мы согласны, что лояльность армии, а еще лучше активная ее поддержка должны стать ключевым индикатором для создания культурного фронта. Но этому фронту необходим мощный тыл из сотен тысяч творцов, способных любить Родину в строчке о котах, в движении мирного танца, в мазке лунной дорожки, в мелодии о первой любви.

Почти несерьезно готовы предложить символом культурного фронта классический русский топор, заменяющий, наконец, постылую финку. Ведь русский топор тем и велик, что ты им и Кижи построить можешь, и доспех ливонский расколоть. Стране нужны обе ипостаси русского топора. А еще строгая, но непременно великодушная ладонь, которой мы будем шлепать девочек-дизайнеров, что неизбежно нарисуют нам завтра томагавк. И тогда одна из них уже послезавтра вдруг напишет картину, которая станет частью русского культурного фронта, где мы стоим вместе с Репиным, Пушкиным и Чайковским.