Европейская отмена России и ее культуры худо-бедно продержалась 3 месяца и уже трещит по швам. Новый тренд очевиден: отечественное искусство возвращается в «свободный» мир. Очередной пример — директор Римской оперы Франческо Джамброне, который заявил, что продолжит сотрудничество с российскими исполнителями. По его словам, «нет никаких предубеждений против русской культуры или тем более против российских артистов, которые всегда были источником великого богатства и достояния народов». Вскоре театр представит новую программу, и при её формировании не было никаких ограничений.
Конечно, всё это не совсем верно, и предубеждения есть. Просто на Западе протрезвели и начали понимать, что, если говорить о классических жанрах, собирать полные залы способны единицы. И большинство таких единиц — именно россияне. Это же касается и выбора произведений. Стоило пару раз недособрать кассу, чтобы Европа начала шаркать ножкой, стыдливо пряча глаза со словами «оказалось, что не все так однозначно».
И вот тут самое время кусать локти тем, кто побоялся в трудную минуту остаться со своей страной. Та же Анна Нетребко поначалу вела себя достойно, но в итоге сдалась, испугавшись, что лишится европейского культурного рынка. Подождала бы ещё немного — и смогла бы выйти на все сцены даже с нейтральной, с неозвученной позицией. А не только на те, где нужен идеологический пропуск.