В РПЦ заявили об опасности разделения взглядов людей по поводу коронавируса

В Русской православной церкви высказали мнение, что разделение во взглядах людей, возникшее по поводу коронавируса, не менее опасно, чем сама пандемия COVID-19. Об этом в интервью «Известиям» заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

— Пандемия коронавируса перевернула нашу жизнь во всех сферах, в том числе и в религиозной. Какие вызовы поставила она перед Русской православной церковью?

— Она помогла пониманию того, что в религиозной жизни главное, а что второстепенное. Когда была первая волна и вынужденно ограничивали посещение мирянами храмов, когда ввели санитарные меры в храмах (начали протирать иконы, лжицу после причастия и т.д.), многих это смущало. Но в итоге высветило, что такое подлинная верность Христу и Евангелию. Предаешь ли ты Христа, когда надеваешь маску или соблюдаешь иные правила, предписанные специалистами? Да, ты не должен бояться смерти, но должен ли ты бежать ей навстречу, подвергая при этом опасности других людей? И так далее.

Для Церкви это серьезное испытание, оно всех нас коснулось. Было и смущение, и возмущение. Когда патриарх объехал с иконой «Умиление» Москву и зашел в пустой Елоховский собор, где были только священнослужители, он молился, и на глазах его были слезы. Сложно даже представить, что происходило в сердце предстоятеля — человека, который всю жизнь положил на то, чтобы храмы были всегда открыты. Когда он попросил людей ради их здоровья, безопасности остаться некоторое время дома, какими усилиями ему это далось. Но это было взвешенное, выверенное решение.

Пандемия — серьезный вызов, и не без сложностей мы его проходим. Наивно и нечестно было бы сказать, что мы быстро сориентировались, сразу всё поняли — нет. Но я бы сказал, что церковь достойно отвечает на этот вызов.

— Среди священников больше антиваксеров?

— Чем где? Есть ли в церкви или среди священников люди, которые выступают против вакцины? Есть. Но они есть и среди врачей. Все знают, что патриарх Кирилл привился, мы об этом говорили публично. Многие священники, многие архиепископы выступают за прививки. Возьмите Псковского митрополита Тихона (Шевкунова), у него мама работала в Институте им. Н.Ф. Гамалеи, он эту тему знает с детства. Владыка и сам привился, и первый, даже не дожидаясь, по-моему, решений общецерковных, перевел в первую волну службы на улицу — пока позволяла погода. Или митрополит Волоколамский Иларион, который довольно много говорит на эти темы.

— Государство никак не может справиться с убеждением граждан активно прививаться. Может ли в этом вопросе помочь Церковь?

— Мы последовательно считаем, что вакцинация должна быть добровольной, что людей надо убеждать, а не заставлять, но при этом подчеркиваем, что религиозной составляющей у факта вакцинации нет — при принятия решения надо советоваться не с духовником, а с лечащим врачом. Церковь разъясняет это людям, которые, может быть, по наивности или по недостаточному пониманию ситуации хотят найти особый религиозный смысл в теме вакцинации. Его нет.

Не менее опасным, чем болезнь, является разделение. Пандемия шарахнула по отношениям людей друг к другу. Есть даже семьи, в которых ругаются сторонники и противники вакцинации. Задача церкви миротворческая — сказать обществу, государству, что мы вместе, мы одна семья, не будем никого записывать в людей второго сорта, попытаемся сохранить мир, понимание и уважение к каждому.

Я могу сказать, что в том числе мешает убеждать людей. Журналисты требуют комментариев, специалисты охотно их дают. Ретроспективно мы видим, что эти комментарии стремительно менялись, и это естественно, ведь нет науки вообще, есть наука вчерашнего дня, сегодняшнего. Но когда мы выносим дискуссию из научной лаборатории в публичное поле, получаем совсем другую реакцию. Люди говорят: «Да вы сами ничего не знаете, да вы нас обманываете! Мы вам не верим». Это проблема. С одной стороны, мы должны образовывать людей, чтобы они не боялись корректировки позиции ученых. С другой, эксперты должны чрезвычайно ответственно подходить к комментариям. Тогда это облегчит задачу по убеждению.

— Храмы и QR-коды  как вы относитесь к этому вопросу?

— Не представляю себе ситуации, при которой QR-коды будут введены для посещения религиозных учреждений. Мы приветствуем предложение думского комитета по безопасности вывести религиозные организации из-под действия соответствующего федерального закона. Здесь никакого антиваксерства. В храмах бывает намного меньше людей, чем в транспорте. В церкви мы ввели правила: маски, дистанция, протирание икон и так далее. Так что храмы не нужно рассматривать как потенциальные очаги распространения болезни.