Зачем вообще построили в Москве ещё один вокзал — и почему именно в Черкизово?

29 мая 2021 года в Москве открыли десятый вокзал. Вот ответы на основные вопросы: зачем его вообще построили, почему именно в Черкизово и сделают ли всё обратно после завершения работ на Курском.

1. Зачем Москве ещё один вокзал, если есть уже девять, и из них половина пустует?

Большая часть транзитных (то есть проходящих Москву насквозь) поездов до этого момента шла через Курский вокзал. И выходили на магистраль они через участок между Курским вокзалом и станцией Каланчёвская неподалёку от площади трёх вокзалов.

Этот участок был зверски перегружен. После запуска МЦД от реконструкции было уже никуда не деться.

Поэтому последние пару лет там строят новые пути и эстакады, ремонтируют старые и всячески увеличивают пропускную способность.

Восточный вокзал открыли именно сейчас не просто так. Сегодня же вечером, после 21 часа, все поезда в сторону Нахабино будут переведены на 4 путь. А пассажиры будут уезжать с достроенной новой платформы Каланчёвская. Временная деревянная всё.

Через месяц 1 и 2 путь на участке Каланчёвская — Курская закроют на реконструкцию, и все поезда будут ходить по 4 пути — и в одну сторону, и в другую, по графику. Так что если бы их оставалось столько же, это было бы невозможно.

А с Восточного вокзала поезда объезжают Москву по МЦК — то есть центр разгружен.

Тульские электрички (даже некоторые) с Каланчёвской больше не ходят, часть поездов рижского направления перенесли на Рижский вокзал.

К тому же сейчас на Курском вокзале будут вестись строительные работы в огромных масштабах — в рамках развития следующих МЦД.

2. Почему именно в Черкизово? Это же далеко от центра!

Поскольку куда-то транзитные поезда надо было деть, а центр перегружен, оставался единственный вариант — пускать их в обход Москвы по МЦК. Благо там есть третий путь, который не используют городские электрички, по нему пускают грузовые поезда. Вот туда перевели и часть пассажирских.

Затем надо было выбрать место для вокзала. Поскольку Сокольническая (красная) ветка метро по статистике наименее загруженная среди всех московских, транспортный хаб решили делать с пересадкой на неё. К тому же она проходит через весь город — то есть пассажиры смогут добраться куда им надо. И идёт через центр.

От станции метро «Черкизовская» до «Комсомольской» с её Ленинградским, Ярославским и Казанским вокзалами ехать 15 минут. Плюс время на выход с вокзала в метро.

К тому же с красной ветки есть пересадки на все основные.

Рассматривали и другие варианты обхода Москвы, и другие локации для вокзала: Карачарово, Владыкино и др.

3. Когда всё расширят и отремонтируют, поезда вернут на Курский, а Восточный не будут использовать?

Нет, это теперь навсегда, придётся привыкать. Поезда-то будут перекидывать с одного вокзала на другой по необходимости, но Восточный закрывать не планируют. Теперь это один из полноправных московских вокзалов.

Пока план такой:

  1. «Ласточки» вернут на Курский вокзал после реконструкции путей.
  2. «Стрижи» — пока не ясно, для них не будет низкой платформы. Возможно, «Стрижи» оттуда вообще уберут, будет ходить больше «Сапсанов» в Нижний Новгород, например.
  3. Транзитные поезда, в том числе из Санкт-Петербурга на юг, точно останутся на Восточном вокзале.
  4. Возможно, после строительства дополнительных съездов на других участков пути с Восточного будут отправляться и какие-то другие поезда.

Ну и после всего этого поезда начнут объезжать Москву почти на час быстрее. Потому что сейчас вот этот перевод на МЦК дал плюс пару часов ко времени в пути.