Дерипаска назвал пофигистичным отношение России к борьбе с санкциями

За время, пока Россия находится под санкциями, можно было научиться им реально противостоять, считает Олег Дерипаска. По словам бизнесмена, выработкой санкций в США занимаются 5 тыс. человек, а контрмерами в России — всего четверо.

В России не уделяется должного внимания противостоянию санкциям США, заявил в интервью телеканалу РБК бизнесмен Олег Дерипаска, который сам стал объектом ограничительных мер со стороны Вашингтона.

«Санкции так влияют на российскую экономику, потому что не созданы механизмы, которые обеспечивают инвестиции. Именно на финансовом рынке. И как только нас оттуда отжимают <…>, сразу же возникает болевой эффект», — сказал он.

По словам Дерипаски, в США разработкой санкций против других стран занимаются не менее 5 тыс. человек, а в России минимизацией эффектов от санкций — всего четверо.

Бизнесмен не назвал эту четверку по именам. Он отметил, что речь идет об организационной проблеме.

«Мы с 2014–2018 годов абсолютно пофигистично к этому относимся. Нам не нужно 5 тыс. человек, но тысяча и созданные подразделения во всех ведомствах должны работать. Платежные расчеты, обеспечивающие экспорт-импорт, должны быть реализованы. Я уже не говорю про цифровые активы и про все, что связано с новыми цифровыми технологиями», — отметил бизнесмен.

«Нас схватили, и не за два места. И нам больно, хотя мир ушел вперед. Пяти лет, пока с нами так упражняются, было бы достаточно, чтобы сделать выводы и обеспечить минимальный риск для российской экономики и реальный экономический суверенитет», — уверен он.

Дерипаска не стал называть конкретные предложения по мерам противодействия санкциям, объяснив, что «эти ребята», Минфин США, собирают большой объем информации о странах и компаниях, которые готовы сопротивляться санкциям, из открытых источников, в том числе из СМИ.

Бизнесмен ответил на требование Минфина США отстранить его от принятия решений в группе ГАЗ. «В настоящий момент у меня нет никакого выбора. Если будет стоять вопрос о выводе предприятия из-под санкций или мой контроль, конечно, я выберу выход предприятия из-под санкций», — заявил он.

Дерипаска был включен в санкционный список США в апреле 2018 года по двум формальным основаниям. Он якобы действовал «от имени/в интересах» высокопоставленных чиновников Российской Федерации; «работает в энергетическом секторе» России (ему принадлежал контроль над электроэнергетической компанией «ЕвроСибЭнерго»). Оба основания содержатся в указах бывшего президента США Барака Обамы: первое — в указе № 13661, второе — в указе № 13662. Документы были подписаны в марте 2014 года в ответ на обострение ситуации на Украине.

В январе 2019 года Минфин США снял санкции с UC Rusal, En+ и «ЕвроСибЭнерго», после того как Дерипаска снизил свои доли участия в них. При этом в ведомстве подчеркнули, что и после снятия санкций с компаний ограничения, касающиеся самого бизнесмена, будут сохранены. В связи с этим тот подал в суд в Вашингтоне к Минфину иск, рассмотрение которого продолжается.

В марте 2020 года Минфин США отказался снимать санкции с Дерипаски.